Жемчужина Узбекистана

Ферганская долина, своей неповторимой и притягательной красотой является жемчужиной не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Существуют различные версии, почему это богатая тайнами обитель называется Ферганой. Известно, что в раннем средневековье слово «Фергана» на согдийской письменности имело с форму и писалось как «Паргана» или «Прагана». Данная слово в свою очередь на санскрите означает «маленькая область», «закрытая горная местность». Если во II веке до нашей эры Фергана называлось «Довон», то уже в раннем средневековье она упоминалось как «Бохан» или «Боханна».

Xunyor qishlog'i

Следует заметить, что вышеуказанные три названия были заимствованы из Китайского языка, и конечно сложно узнать их перевод на местном языке. Только после завоевания арабами долина стала именоваться своим сегодняшним названием.

Ферганская долина славиться не только своей неповторимой природой, но и уникальным богатым культурным наследием. Именно в Фергане было найдено пристанище самого древнего человека в Центральной Азии. Доисторический человек «Фергантроп», найденный в Сель Унгуре (80 км к югу от города Фергана) по утверждению ученых жил, по меньшей мере, около полутора миллиона лет назад. Существования в горных и предгорных областях Ферганской долины множества пристанищ относящихся ко всем периодам палеолитам является свидетельство проживания на данной территории людей с до исторических времен. Несмотря на своеобразное географическое положение ограниченность связи с соседними народами и некоторые другие факторы население долины имело тесные культурные связи с народами стран Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии.

Sel ung'ur g'ori

В качестве примера можно привести часто встречающиеся на территории долины и напоминающие «Культуру Андронов» (III-II тысячелетие до н.э.) различные предметы или амулет «Икки бошли илон» (двуглавый змей) найденный в Сухском районе. И все же, до появления Великого Шелкового Пути в культурном развитие Ферганской долины чувствовалось некоторая своеобразность. Такие культуры как «Чуст», «Кайраккум», «Эйлатон», «Шурабашат», и «Октом – Корабулок» показывают, что долина пережила различные этапы своеобразного культурного развития. Оружие и орудия труда, домашняя утварь и другие предметы, относящиеся к данному периоду Ферганы, отличаются от археологических находок в других частях Центральной Азии.В связи с открытием Великого шелкового пути начинает чувствоваться влияние культуры Китая на повседневную жизнь народов Ферганы. Появление в Фергане бронзовых зеркал, монет, шелковых тканей орудий из железа и других предметов связано не посредственно с возникновениям великого шелкового пути. И на оборот, именно благодаря этому пути всему миру стало известно, что в начале нашей эры в Фергане разводили породистых коней, верблюдов и мелких скот, изобилия таких драгоценных металлов как золото и серебро, а так же выращивали виноград, хлопок, пшеницу, кукурузу, рис и другие зерновые культуры. А существование долине множества пристанищ в виде города крепости относящихся к данному периоду свидетельствует о развитие архитектуры и градостроительства. Важное значения имеет тот факт, что здесь в начале нашей эры уже существовало общество с формами зарождающейся государственности. Хотя, деятельность этого общества была похожа на способ управления в других государствах Центральной Азии, она все же отличалось важностью роли, отведенной совету старейшин.

Davon otlari

В результате в развития торговли было внедрено денежное обращение. В Фергане были в обращении китайские, согдийские, кушанские и местные денежные единицы. Так же, из истории известно что малые города имели свои мелкие денежные единицы Медь и бронза служили основным материалом для чеканки монет Монеты из золота и серебра относились к ряду редких денежных единиц и следовательно очень ценились.

В раннем средневековье Фергана становится одним из мостов между Центральной Азии и Китая, в результате чего местное социально- политическое положение часто меняется под влиянием этих двух регионов. В раннем средневековье в Фергане чувствовалось влияние эллинской культуры, в то время как позднее в результате интеграции местного культурного наследия с культурой Китая появляется своеобразная культурная среда.

Budda

Именно в то время к ряду древних религии (шаманство, огнепоклонство) Ферганы стали соединятся другие религии, такие как буддизм, христианство и манихейство. До нашествия арабов каждая из вышеперечисленных религий имела своих последователей и функционировала в самостоятельном виде. Достойно внимание то, что между этими религиями не было серьезной борьбы за гегемонию. По этому, в предметах домашнего обихода, орудия труда парфюмерии и одежды, относящиеся к данному периоду можно наблюдать разнообразность, возникшую под влияние различных религий.

Qizlartepa

В этот период в обращение были в основном местные денежные единицы. Чеканка Ферганских монет осуществлялось средством копирования денежных единиц Китая и Согдианы. Часто на Согдийских монетах выбивались имена и регалии правителей Ферганы, а в центре имелось квадратная дыра.

Так же как и в начале нашей эры, некоторые города чеканили свои собственные мелкие монеты. Они были значительно легче и мельче государственных денежных единиц. В этот период чаще встречаются монеты из драгоценных металлов. Особенно массовая чеканка серебряных монет становится символом мощи сильного государство. По этому серебряные монеты Бухархудатов были в широком обращением по всей Центральной Азии.

В раннем средневековье в Фергану завозятся Китайский фарфор и ближневосточное стекло. В результате Ферганские мастера осваивают производство фарфора и стекла. Начинают появляться кварталы специализирующиеся на производстве данного товара. Подобного рода мастерские – кварталы можно найти в городищах Узген, Ахсикент и Кува. С приходом ислама Ферганская долина становится неотделимой частью центрально – азиатских государств. Предметы, относящиеся к этому периоду приобретают определенную форму исходя из требовании исламского вероучения. Обязательное требование к предметам - не изображать божественные создания, дизайн форм в соответствии с исламским вероучением и даже отражение аятов Корана на предметов становится требования времени. Поражает то, что XX - XII веках ремесленники использовали запрещенные ислама образы. Предметы с изображением различных зооморфических форм, божественных созданий природы и человека считаются уникальным наследием данного периода. Этот способ служил для отражения мироощущения ремесленника при дизайне здания или предмета, а так же придании предмету формы.

Quva

Если некоторые мастера пытались с помощью своей продукцией сохранить древние (до исламские) религии, то другие посредством аятов Корана осуществляли пропаганду ислама. На многих предметов отражены лирические четверостишия, гимн любви, философские и любовные воззвания. В X - XII веках процветают гончарное, медное, резьба по дереву, шелководство и особенности стекольное производство. Все эти профессии достигли пика своего развития во время Караханидов. Если Саманиды, беря пример с Бухорохудотов, в основном чеканили серебряные монеты, то в период Караханидов монеты в основном были из меди. Эти монеты были различного размера, от 20мм до 40-45мм диаметром. Естественно, что каждый правитель чеканил монеты со своим собственным именем. На монетах в основном на куфийской письменности указывались город чеканки, дата и имя правителя. Своеобразной чертой денежной политике эпохи Караханидов является то, что в Фергане правитель любого города имел право чеканить медные монеты от своего имени. Что касается золотых и серебряных монет, то они чеканились только от имени высшего правителя и имели большую ценность.

В результате нашествия монголов в Фергане, как и на всей территории Центральной Азии, происходит упадок культурного развития. В этот период можно наблюдать регресс во всех отраслях ремесленничества. Печально то, что Фергана в данный период становится одним целым полем для битвы. То одна, то другая сторона из числа наследников Чингисхана предъявляют свои права на владении Ферганой. А для выяснения отношений они используют Фергану в качестве поле битвы. Крупные города Фергане разрушаются. Массовая переселения людей из сел или же полное разрушение целых деревень становится обычном делом.


Axsikent

Только в эпоху Темуридов ситуация стабилизируется. Выжившие после Монгольского нашествия некоторые города и деревни постепенно начинают восстанавливаться. К сожалению названия таких городов как Узген, Кува, Аввал, Риштан, Ош, Поп и другие остались только на страницах истории. А такие города как Андижан, Маргилан, и Ахсикент переходят на новую ступень своего развития. Все Темуридские царевичи управляли долиной из этих городов.

Ремесленничество данного периода в основном брало пример с мастеров крупных городов Центральной Азии. Но, несмотря на это в некоторых городах возникают свои ремесленнические школы, и новые направления начинают приобретать популярность. К примеру, Маргилан специализируется на производстве шелка и шелковых изделий, Ахсикент на предметах керамике, кузнечном деле и оружия из стали, Риштан на гончарном искусстве. Все выше указанные ремесла к этому периоду достигают уровня настоящего искусства. Большинство глазурованной керамике сохранившиеся до наших дней относятся к эпохе Темуридов.

Rishton

Так же в этот период упорядочивается горнорудное дело, и все добываемое сырье переводится под государственный надзор. В Фергане добываются такие драгоценные металлы как золото и серебро, а так же медь, нефть, лазурит, ртуть, олово и другие полезное ископаемое.

В эпоху правления Монголов и Темуридов в денежном обращение в основном ходили медные монеты. В период Темуридов часто проводились денеж­ные реформы. По этому в процессе чеканке монет относящихся к данному вре­ме­ни встречаются случаи одновременной чеканке монет разных образцов. Так город чеканки, дата и имя правителя указываются на разных монетах. В результате на одной монете указывается дата, на другой имя правителя, а на третьей место чеканки. Даже встречаются монеты, на которых поверх имени одного правителя выбивается имя другого (что связанно с изменением правителей).

После распада империи Темуридов Фергана снова становится полем для разбоя. Правление Шейбанидов и Аштарханидов в Фергане было чисто символическое. Хотя они назначали своих самых доверенных наместников в Фергане, они не претендовали не на что кроме ежегодно уплачиваемой дани. Даже собранное Фергане армия подчинялось местному наместнику в результате социально-экономическое развитие в Фергане протекало значительно слабее, чем в других регионах. В XVII - XVIII веках пользуясь тем, что Бухарское ханство ослабло, на его восточную провинцию Фергану устраивает частые набеги ханы восточного Туркестана и кочевые калмыке. Не получая зашиты от Бухары мелкие племена в Фергане начинают объединяться. К середине XVIII века представители клана Минг в Фергане создают новые ханства объединив деревни вокруг города Коканд.

Qoqon xonligi

В короткое время Кокандская ханства становится одним из самых больших сильных и развитых государств Центральной Азии.

Период Кокандского ханства является периодом политического, социально-экономического и культурного развития Ферганской долины. Большинство архитектурных памятников в Фергане относятся к данному периоду. Все направления ремесленничества достигают пика своего развития. Особенно сильно развиваются чеканка по меди, гончарная искусства, ювелирное искусства, архитектура, производство изделий из шелка.

Qo'qon o'rdasi

В Кокандском ханстве в основном были в обращении золотые, серебряные и медные монеты данного государство. В некоторых случаев при товарообмене пользовались золотыми и серебряными монетами Бухары или серебряными рублями России. Это все свидетельствует о развитие торговых отношений.

После завоевания Кокандского ханства Российской империи большинство ремесел в Фергане подвергаются дискриминации. К примеру, ограничивается деятельность мастерских по работе с медью, по кузнечному делу и по мелкой металлургии. Ассортимент выпускаемой в них продукции заметно уменьшается и в основном состоит из предметов домашнего обихода. В результате завоевание внутренних рынков Ферганы продукции, выпускаемой на заводах и фабриках России, местная ремесленническая продукция становится неконкурентоспособной. Фарфор, стекло, метал, и другие предметы почти полностью импортировались из России.

В результате большинство ремесленников начинает производить однообразную и дешевую продукцию. Несмотря на это находились покупатели и на предметы сделанные с большим искусством, и подобные предметы хранились в качестве дорогостоящей семейной реликвии.

Adolatxon

Что касается денежного обращения на базарах, то оно велось в основном посредством денежных единиц Российской империи. В некоторых случаях при товарообмене пользовались золотыми и серебряными монетами Англии, Ирана, Афганистана и Бухары. Но их место почти не чувствовалось.

Анонс
 
Выставки
 
Знаменательные даты